22 августа 2014 г.

22 августа – день государственного флага РФ.

Велик народ, к которому мы принадлежим. Велика страна, в которой мы родились. Это РОССИЯ. И каждый человек, живущий в нашей стране, должен испытывать чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и ее историю. Но знать историю своей Родины надо не только для того, чтобы ими гордиться, а и для того, чтобы ощущать себя частью этого целого, чтобы понимать: мы –– продолжение, за нашими спинами века и люди, и нам продолжать их ратные подвиги, чтобы расцветала Россия, была мощной и передовой страной, чтобы мы могли сказать: «Я горжусь, что я россиянин!»....

Воплощением истории, отражением прошлого и настоящего, выражением патриотизма и обозначением России на международной арене являются государственные символы. Один из них – государственный флаг России.

Слово «флаг» –– голландского происхождения и означает «корабельное знамя». История появления флагов связана с историей военного дела. Среди воинов они были особо почитаемы и оберегаемы. Потеря флага нередко означала поражение в битве. На Руси на флагах (стягах) изображали лики святых или Спасителя. На Куликовом поле русские пол­ки сражались под огромным «чермным» (багряно-красным) стягом Дми­трия Донского с Нерукотворным Спасом.

Особым типом знамен становятся к XVI веку «государевы большие зна­мена» (царские стяги). Они делались в единственном числе, были очень роскошны и одновременно являлись стягами всех вооруженных сил, и даже всего Русского государства. К ним можно отнести: «червчатое» (крас­ное) знамя «Всемилостивого Спаса» Ивана Грозного (1562 г.); его же лазо­ревый стяг (1560 г.).

Первым государственным и дина­стическим знаменем России можно считать белое гербовое знамя царя Алексея Михайловича. На белом шелковом полотнище с алой каймой был помещен золотой русский орел, на груди которого в щите –– «царь, колящий копьем змия», а также выписа­ны полный титул царя и губернские гербы России.

Появление в России трехцветного (поясного, с горизонтальным распо­ложением полос) бело-сине-красного флага большинство историков связы­вают с царствованием Алексея Ми­хайловича. В 1667-1669 гг. для защи­ты торговых караванов на Волге и Хвалынском (Каспийском) море была построена флотилия, в том числе ко­рабль «Орел» –– первенец отечествен­ного военного кораблестроения. Встал вопрос о морском флаге, кото­рый указывал бы на государственную принадлежность корабля.

В документах о строительстве корабля педантичный капи­тан Бутлер отметил: «Флаги те цвета­ми, как Великий Государь укажет, но такое бывает, какого государства ко­рабль, того государства и знамя». Это значит, что военный корабль должен иметь государственный флаг держа­вы. Из сохранившихся документов известно, что царь отпустил на кора­бельные флаги материи трех цветов: красную, белую и синюю (по имею­щимся данным, около 220 метров), но рисунок самих флагов до нас не дошел.

Такого же цвета флаг использовал и Петр I. Так, «дедушка русского флота» –– ботик Петра I, на котором он в молодые годы плавал по реке Яузе, в Измайловском пруду в Москве и на Плещеевом озере, позна­вая морскую премудрость, несет на своих бортах, флаге, гюйсе и вымпе­ле именно бело-сине-красные цвета. В начале XVIII века стяг описыва­ли так: «Флаг Его Царского Величества и ме­ста московского разделен на трое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием, без змия». Такой флаг разве­вался на корме корабля «Крепость», прибывшего из Азова в Стамбул в 1700 году для заключения переми­рия с Османской империей; в 1716 году он реял на флагмане «Ингерманланд», когда Петр командовал при о. Борнхольм соединенными флотами Англии, Голландии, Дании и России. Под ним, как под боевым армейским, сражались русские войска в 1700 го­ду под Нарвой.

Мало кто знает, что в начале Се­верной войны (сначала в сухопутной армии, а затем постепенно, с 1703 но 1712 год, и на флоте) утвердился так­же один из красивейших флагов мира Андреевский. Государственная власть и церковь поддерживали культ первосвятителя и покровителя мореплавателей. 20 января 1705 года Петр I передал бело-сине-красный флаг торговому флоту. Как Андреевский флаг на военных кораблях, так и бело-сине-красный на коммерческих указы­вали на государственную принадлеж­ность корабля.

Русская армия при Петре пре­имущественно сохраняла бело-сине-красную символику. Кайма ротных знамен составлялась из бело-сине-красных треугольников и полос той же расцветки. Воротники гвар­дейских мундиров были красными и синими, перьевые султаны у гвардей­ских гренадеров бело-красными. Тех же цветов были темляки палашей. И самое главное –– офицеры поверх мун­диров носили широкий бело-сине-красный шарф с кистями, сплетенны­ми из серебряных, синих и красных нитей.

Петр III ввел именной бант –– чер­ный с желтыми полосками по краям и приказал в те же цвета окрашивать будки часовых и стойки для ружей. Екатерина Великая придала этому со­четанию цветов еще большее значе­ние, так как оно было присвоено уч­режденному в 1769 году националь­ному военному ордену Святого Вели­комученика Победоносца Георгия. Орден представлял собою белый крест с изображением всадника, по­ражающего змея, на ленте, состояв­шей из трех черных и двух желтых (позднее оранжевых) полос (Георгиевская лента).

При Павле I не только банты на шлемах, но и другие детали головных уборов стали черно-оранжевыми –– султаны, репейки, этишкет. В черно-желто-белые полосы окрашива­лись указатели, шлагбаумы, погра­ничные, верстовые и фонарные стол­бы, мосты, перила, казенные склады и караульные будки. Только на флот­ских флагах еще сохранялось бело-сине-красное сочетание.

После крушения наполеоновской Франции и образования в 1815 г. «Священного союза» получилось так, что Россия, Латвия и Пруссия в сво­ей государственной символике ис­пользовали практически одинаковые цвета. У Пруссии был черно-белый флаг, черные и желтые полосы имели флаги и многих немецких княжеств; общегерманский флаг –– черно-крас­но-желтый. В России, ориентировав­шейся на немецкие образцы, эти цве­та также приобрели государственное значение.

Что касается бело-сине-красных цветов, то они постепенно станови­лись народными –– ими украшались ярмарки, выставки и народные гуля­нья на масленицу. Однако 11 июня 1858 г. император Александр II утвердил рисунок и расположение «гербовых цветов на знаменах, фла­гах и других предметах, употребляе­мых для украшения при торжествен­ных случаях». Государственные цве­та были возведены к «палеологическому» Орлу и армейским кокардам: черно-желтой Павла I и белой (сереб­ряной) Петра I и Екатерины II.

Вместе с тем, поскольку народ­ная молва связывала бело-сине-красные цвета с именем Петра Ве­ликого, они сохранили свое значение и почитались как исторические, «пет­ровские». Бело-сине-красные флаги окружали памятник великому рефор­матору, открытый в 1852 г. на берегу Плещеева озера, развевались в 1872 г. в Санкт-Петербурге на праздновании 200-летнего юбилея царя. А 7 мая 1883 г. было объявлено повеление императора Александра III «О флагах для украшения зданий в торжествен­ных случаях», в котором прямо ука­зывалось: «...когда признается воз­можным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем ис­ключительно русский флаг, состоя­щий из трех полос, верхней –– белого, средней –– синего и нижней –– красного цветов». «Борьба флагов» заверши­лась в 1896 г., когда Особое совеща­ние при Министерстве юстиции на­кануне коронации Николая II ответило на вопрос о том, какой флаг следует считать «народным» (националь­ным), или «государственным». Сове­щание пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное ос­нование называться российским, или национальным, и цвета его: белый, синий и красный именоваться госу­дарственными: флаг же черно-оранжево-белый не имеет к тому ни ге­ральдических, ни исторических ос­нований».

После Февральской револю­ции 1917 года Временное правительство употребляло в качест­ве государственного бело-сине-крас­ный флаг. Не все знают, что и Совет­ская Россия не сразу отторгла трехцветный символ России. Лишь 8 ап­реля 1918 года Я. М. Свердлов, высту­пая на заседании фракции большеви­ков ВЦИК, предложил утвердить бо­евой красный флаг национальным российским флагом.

Удивительное совпадение: спустя 73 года, 8 апреля 1991 г., день в день, правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвра­щение трехцветною национального флага. Чрезвычайная сессия Верхов­ного Совета РСФСР 21 августа 1991 г. постановила «считать историчес­кий флаг России –– полотнище из рав­новеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос –– официаль­ным Национальным флагом Россий­ской Федерации». Через три дня он был поднят над Московским Кремлем, а 27 августа –– в Нью-Йорке перед зданием ООН.

Федеральный конституционный закон о Государственном флаге Рос­сийской Федерации был принят Госу­дарственной Думой в декабре 2000 г.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхней –– белого, средней –– синего и нижней –– красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Белый цвет означает чистоту, мир, добро, правду; синий –– веру, верность; красный –– огонь, смелость, честность, красоту.

И сегодня – праздник, который помогает объединить общество на таких  вечных ценностях, как патриотизм и государственность, вера и любовь к Отечеству. Праздник призван вызывать в нас чувство гордости за нашу великую страну, за наших соотечественников.

 

Еще одним государственным символом России является герб. Это – отличительный знак государства, города, рода, изображаемый
на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.
Бывают и родовые гербы.

Слово герб пришло в русский язык в XVI-XVII вв. В его основе лежит немецкое слово «erbe», что означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба –– стабильность и постоянство. 

Герб России, утвержденный в 2000 г., представляет собой изображение двуглавого орла, помещенного на красном щите; над орлом три исторические короны Петра Великого; в лапах орла скипетр и держава; на груди орла на красном щите –– всадник Георгий Победоносец, поражающий копьем змея. Рисунок герба выполнен художником Е.И. Ухналевым.

Новый герб является наследником герба, который имела Россия с IXV в. по 1917 г. Первоначально историки считали, что двуглавый орел пришел на Русь из Византии, а туда из Древнего Рима. Но самое интересное, что он существовал на Руси задолго до этого. Золотой двуглавый орел –– это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением конного воина –– святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. Это изображение символизировало постоянную борьбу русского народа со злом и многочисленными врагами.

Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является великокняжеская печать Иоанна III Васильевича, скрепившая в 1497 году его «меновую и отводную» грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.

Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника («езца») — одного из древнейших символов княжеской власти на «Руси». «Ездец» помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.

В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле». Но если в этом Указе всадника на гербе по-прежнему называли ездецом, то среди рисунков гербов, представленных в мае 1729 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так: «Герб Государственный по-старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона-золоты; в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия; епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный; поле кругом белое, а в середине красное». Императрица Анна Иоанновна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет.

Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла. В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест.

Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.

Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России. Изображения двуглавого орла в это время очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах — не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии (перуны), факел. По-разному изображались крылья орла — поднятыми, опущенными, расправленными. В известной мере на изображение орла повлияла тогдашняя европейская мода, общая для эпохи ампира.

При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла. Первый тип — орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия — с гербами трех «главных» древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств — Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах.

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А. Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.

24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.

23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. На крыльях двуглавого орла (Малого герба) размещались восемь гербов полного титула императора России: герб царства Казанского; герб царства Польского; герб царства Херсонеса Таврического; соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств; герб царства Астраханского, герб царства Сибирского, герб царства грузинского, герб Великого княжества Финляндского. В январе 1895 года было высочайше указано оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем. Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба.

После Февральской революции 1917 года по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств. В его состав в марте того же года вошла комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. В состав комиссии вошли известные художники и искусствоведы А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, геральдист В. К. Лукомский. Было принято решение о возможности использовать изображения двуглавого орла на печати Временного правительства. Исполнение рисунка этой печати было поручено И. Я. Билибину, который взял за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла на печати Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.

Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства — РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.

Еще раньше (16 апреля 1918 года) был узаконен знак Красной Армии: пятиконечная Красная звезда, символ античного бога войны Марса. 60 лет спустя, весной 1978 года, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР.

В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью «Российская Федерация». Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.

5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб — золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента  Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации».

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV-XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого.  Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории и продолжает их в новом тысячелетии.

 

Другим символом страны является гимн –– торжественное песнопение. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем. По­добно всем общенациональным симво­лам, гимны народа –– это сокровищница его национальной культуры. Как никакие другие музыкальные произведения, они способны с необычайной силой воскре­шать образы прошедших эпох, утверж­дать преемственность поколений, сплачи­вать и вдохновлять нацию. Особая торже­ственность и праздничность гимнов про­буждают и усиливают национальное и государственное самосознание, а в между­народных делах ритуал исполнения гим­нов, как и приветствия флагами, служит выражением высших почестей предста­вителям иностранной державы. Исполне­ние гимна государства, так же как и подъ­ем его флага, требует обязательного вста­вания гражданских лиц и выполнения во­инского приветствия военными.

В России длительное время не было своего гимна. Вплоть до XVII века во время государственных церемонии и со­бытий общегосударственного значения исполнялись православные церковные песнопения. В эпоху Петра Великого во время всевозможных торжеств стали ис­полняться «виватные канты» патриоти­ческие песнопения, перемежавшиеся пе­нием «Многие лета». Канты восхваляли Бога, «российского орла» –– царя и русское оружие. Они исполнялись вплоть до 80-х годов XVIII века.

В течение всего XVIII века функции гимна выполнял средневековый общеев­ропейский псалмовый гимн «Тебя, Бога, хвалим». Его исполняли после побед рус­ских войск, в конце торжественных мо­лебствий и в «царские» дни императорской семьи, а также после застольных здравниц.

К хвалебным кантам, ораториям при­мыкал старейший русский «Преображенский марш Петра Великого». В 1805 году поэт С. Н. Марин написал к нему слова «Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов» (позже составлен другой текст: «Знают турки нас и шведы»). Марш исполнялся при выхо­дах императора на парадах и приемах по­слов. С этим маршем русские войска одерживали свои прославленные победы. Он звучал при штурме Измаила (1790 г.) под Бородином (1812 г.), Лейпцигом (1813 г.). С 1917 года «Преображенский марш» некоторое время выполнял функ­ции государственного гимна.

В отличие от этого полкового марша другой –– «Гром Победы» стал неофициальным гимном со дня своего создания. Огромную роль он сыг­рал в Отечественной войне 1812 года. Этот марш стал символом дворянской эпохи; частое исполнение на торжественных церемониях придало ему функции дворянского гимна. Однако он никогда не был официально-государственным, и центральная власть никогда не ставила вопроса о его утверждении в этом качестве.

Оба победных марша «Преображен­ский» и «Гром победы» –– ярче всего отра­зили век славы русского оружия. Они пробуждали чувство долга, веру в непо­бедимость русского воинства, готовность к самопожертвованию во славу Отечест­ва. В период между 1790 и 1801 годами композитор Д. С. Бортнянский создал на­циональный духовный (не богослужебный) гимн на слова М. М. Хераскова «Коль славен наш Господь в Сионе», по­строенный на основе православных и на­родных напевов. Гимн скоро стал попу­лярным и любимым народом. В XIX начале XX века светлая и возвышенная ме­лодия «Коль славен» исполнялась во вре­мя крестных ходов и церковных парадов: при погребениях офицеров, на церемониях производства в офицеры, а также в ар­мии и на флоте на вечерней заре. В нот­ных изданиях XIX века он сопровождал­ся недвусмысленной пометкой: «нацио­нальный русский гимн». С 1856 по октябрь 1917 года часы-куранты на Спас­ской башне Московского Кремля вызва­нивали 37 колоколами «Коль славе». Попытка использовать «Коль славен» при Временном правительстве в качестве государствен­ною гимна не увенчалась успехом. А с августа 1918 года эти мелодии курантов были заменены международным пролетарским гимном «Интернационал» и траурной песней «Вы жертвою пали» на мотив старинного похоронного марша.

Первым официальным государст­венным гимном России была «Молитва русских», слова которой напи­сал поэт В. Л. Жуковский:

 

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю.

Слабых хранителю.

Всех утешителю ––

Все низпошли!

 

Как все гимнические песнопения, «Молитва русских» была краткой и легко запоминающейся. 19 сентября 1816 года «Молитву», с двумя дополнительными куплетами, сочиненными А. С. Пушки­ным, пели при праздновании годовщины Царскосельского лицея. Тогда же Алек­сандр I издал указ исполнять «Молитву русских» полковым оркестром всегда при встречах императора.

Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем Алексея Фе­доровича Львова. 25 декабря 1833 года, в день празднования годовщины изгнания французов из России, «Боже, Царя храни» было исполнено во всех залах Зимнего дворца, где собрали войска. Этот день стал официальной датой рождения госу­дарственной молитвы Российской Импе­рии за своего царя –– официального гимна вплоть до 2 марта 1917 года, дня отрече­ния императора Николая II от престола:

 

Боже, Царя храни.

Сильный, державный.

Царствуй на славу, на славу нам.

Царствуй на страх врагам.

 

Несложную мелодию Львова называ­ли одной из красивейших в мире. Вся ге­ниальность тут состояла в простоте фор­мы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире. Всего шесть строк текс­та и шестнадцать тактов мелодии легко западали в душу, без труда запоминались и были рассчитаны на куплетный повтор –– трижды.

Государственный гимн подлежал обя­зательному исполнению в военных па­радах, разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в ар­мии и на флоте, встречах императорской четы с войсками, во время принятия при­сяги, а также в гражданских учебных за­ведениях. Гимн звучал на всех официаль­ных церемониях, открытиях выставок и ярмарок, фабрик и при освящении хра­мов, на балах, во время торжественных застолий и т.п. В представлении боль­шинства русского народа царь был свя­щенным национальным символом, во­площавшим идею независимости, цело­стности и величия страны. Царь после Бога считался первым хранителем рус­ской земли, заступником «простых» лю­дей и Православия, «спасителем веры и царства», высшим идеалом и средоточи­ем «Святой Руси». Многие плакали и кре­стились при виде царя, целовали края его одежды, обувь, даже место, где он стоял. Исполнение гимна, своего рода «молитвы за царя», усиливало эти чувства, а во вре­мя боевых действий поднимало дух вои­нов. Интересен случай, происшедший с крейсером «Варяг» и канонерской лод­кой «Кореец» 27 января 1904 года. Оба ко­рабля шли на свой последний бой с япон­ской эскадрой с пением «Боже, Царя хра­ни». Вслед за матросами гимн подхвати­ли музыканты оркестра. По свидетельст­ву капитана «Варяга» В. Ф. Руднева, это вызвало необычайный энтузиазм.

С Государственным гимном во время войн часто исполнялась молитва «Спаси, Господи, люди твоя», которую иногда называли вторым, народным гим­ном. После первой постановки 21 ноября 1836 года оперы композитора М. И. Глин­ки «Жизнь за царя» на официальных и не­официальных празднествах в качестве национально-патриотического гимна зву­чал гимн-марш «Славься» на слова Е. Ф. Розена.

После Февральской революции не­продолжительное время роль гимна вы­полняла «Русская Марсельеза». Поиск нового государственного гимна продол­жался вплоть до апреля 1918 гола уже при новой советской власти. Однако ни один из вариантов не был воплощен в жизнь. Необходимость встре­чать послов, иностранные делегации, глав государств заставила использовать как временный государственный гимн «Марсельезу». Затем по предложению В. И. Лени­на, «в новых условиях» «неприми­римой классовой борьбы» «Марсельезу» заменили «Интернационалом». 10 января 1918 года на III съезде Советов он испол­нялся уже как гимн победившей проле­тарской революции. Так после 1917 года Россия временно приняла не националь­ные, а международные гимны –– «Интер­национал» и «Марсельезу». «Интернационал» почти 26 лет (до конца 1943 года) оставался официальным Государственным гимном СССР.

В ночь на 1 января 1944 года по радио впервые прозвучал новый Государственный гимн СССР «Союз нерушимый рес­публик свободных» (музыка А. В. Алек­сандрова, текст С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана). С 15 марта 1944 года этот гимн стал исполняться повсеместно. Во времена «хрущевской оттепели» и позже, гимн исполнялся без слов. И толь­ко после утверждения Указом Президиу­ма Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 года новой редакции текста и музы­ки Государственного гимна СССР (с 1 сентября 1977 года) он стал исполняться в полном виде.

Государственным гимном же Россий­ской Федерации первоначально стало музыкальное творение М. И. Глин­ки, написанное композитором как набро­сок национального (государственного) гимна в XIX веке, в 1834 году, несколько позже произведения Д. Ф. Львова. Более века эта прекрасная, волнующая мелодия пролежала невостребованной. В 1944 го­ду ее обработали для Всесоюзного радио, и с тех пор она часто звучала по радио под названием «Патриотическая песня». Впервые как гимн это полузабытое музы­кальное произведение было исполнено на сессии Верховного Совета РСФСР 23 но­ября 1990 года.

Современный гимн за основу взял музыку прежнего гимна СССР, созданную Александром Васильевичем Александровым, а новые слова были написаны Сергеем Михалковым. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музы­кальной редакцией и текстом.

 

Интересно знать, что россияне в наше суматошное время могут сказать о государственной символике страны, особенно молодежь? Приведем интересные факты. В 2012 г. в День Государственного Флага России Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, сколько россиян знают о символике страны и какие чувства она вызывает. Отрадно отметить, что с каждым годом все больше становится россиян, которые могут правильно назвать цвета государственного флага России и их расположение (до 68%). В основном это молодежь (78%) и жители средних городов (84%).  Более четверти опрошенных смогли правильно указать лишь сами цвета (27%) –– как правило, это 35-44-летние (31%) и пожилые россияне (34%), а также респонденты, проживающие в городах-миллионниках (36%). И только 3% респондентов имеют неверное представление о том, как выглядит флаг России –– больше всего таких оказалось среди пенсионеров (8%).

Менее известен, чем флаг, гимн России, однако доля тех, кто смог верно назвать его первые слова, также выросла (с 39% в 2009 году до 49% в текущем году). В основном это 18-24-летние молодые люди (65%). Треть опрошенных имеет ошибочное представление о государственном гимне (32%) –– как правило, это пожилые россияне (44%) и жители средних городов (42%).

Самым известным элементом государственной символики по-прежнему остается государственный герб (назвать верно, что на нем изображено, смогли 88%). В основном это респонденты моложе 35 лет (92-93%), москвичи и петербуржцы (92%), а также жители крупных и малых городов (по 91%).

 

Мы рассказали о главных отличительных знаках любого государства ––– символах суверенитета и государственной власти. Любое государство, если оно беспокоится о своем дальнейшем существовании и развитии, заинтересовано в том, чтобы его граждане принимали идеи этого государства, сохраняли традиции, думали о его будущем. Сегодня это важно, как никогда.